Инклюзивное образование

ФГОС ОВЗ

Городская ТПМПК

Ресурсы сети Интернет
 
 
 
 

Управление образования администрации города Бузулука

Ответственный: методист муниципального казенного учреждения города Бузулука «Центр развития образования»

Толмачева Елена Петровна 8(35342) 35-310


 

Путин В.В. о развитии инклюзивного образования во время "Прямой линии" смотреть...

 
ФИПИ опубликовал тренировочные сборники по подготовке к ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья читать...

 

Инклюзивное образование

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. В общеобразовательных организациях города  созданы условия для обучение детей-инвалидов на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф, ст. 19. "Образование инвалидов", Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. (по вопросу, касающемуся санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)

 (Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида). (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в настоящем Федеральном законе понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

5) обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

6) другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми множественными нарушениями развития и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам (за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6_1. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта определяются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. (Часть дополнительно включена с 1 января 2023 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ)

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 299-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7.1. При обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, не проживающих в государственных и муниципальных образовательных организациях, учитываются положения части 2_1 статьи 37 настоящего Федерального закона.(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 299-ФЗ)

7.2. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано федеральными государственными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации. Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными образовательными организациями на дому, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. (Часть дополнительно включена с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 299-ФЗ)

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

8.1. Лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые. (Часть дополнительно включена с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 300-ФЗ)

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющими основного общего или среднего общего образования. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

11. Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) бесплатными специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистентов (помощников), оказывающих необходимую техническую помощь, переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета обеспечение указанных специальных условий является расходным обязательством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2025 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

ст. 19. "Образование инвалидов"

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В образовательных учреждениях города для детей-инвалидов созданы специальные условия  для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

В городе Бузулуке в МОБУ "С(К)Ш" обучаются дети с нарушением умственного развития.

В 11 школах города установлены пандусы.

В четырех общеобразовательных организациях города используются аппаратно-программные комплексы:

                    - для слабовидящих обучающихся;

                    - для обучающихся с нарушением слуха и речи;

                    - для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП);

                    - сенсорная комната.


Профессиональные образовательные организации, подведомстенные министерству образования, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).(читать документ в формате pdf)

 

Федеральная нормативная база:

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидность, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ

 

Методические рекомендации:

Перечень документов для получения дополнительных образовательных услуг от Центра дистанционного обучения, созданного на базе ГБПОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н.К. КАЛУГИНА» г. Оренбурга
 
Для поступления в Центр дистанционного обучения родители (законные представители) ребенка представляют:
  • заявление родителей;
  • фото ребенка;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);    
  • заключение МСЭ;
  • свидетельство о рождении или паспорт (копия);
  • справка о допуске к работе на компьютере;
  • паспорт одного из родителей (законных представителей) (копия);
  • личное дело обучающегося с основного места учебы (копия);
  • ходатайство органа, осуществляющего управление в сфере образования,   о направлении ребенка в центр (готовит Управление образования);
Работа специалистов социально-психологической службы МДОБУ «ЦДОД «Содружество»  направлена на обеспечение социализации, поддержки развития личности и формирования предпосылок учебной деятельности детей с ОВЗ

Социально-психологическая служба оказывает помощь детям с ОВЗ:

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • с синдромом Дауна;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • синдромом дефицита внимания;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость.

Работа реализуется  по программам:

  • «Волна», «Экватор», «Другие Мы» (для детей с ЗПР),
  • «Шустрики» (для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью),
  • «Солнце в ладошках» (для детей с синдромом Дауна),
  • «Мой мир» (для детей с расстройствами аутистического спектра),
  • Программа коррекционных занятий для детей с ДЦП, «Мама+ Я» (коррекция детско-родительских взаимоотношений),
  • «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников», «Как преодолеть трудности в обучении детей чтению», «Как преодолеть трудности в обучении детей русскому языку»,  «Как преодолеть трудности в обучении детей математике», «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов».

 Для более эффективной коррекции на начальном этапе с детьми с расстройством аутистического спектра, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сложными расстройствами работа ведется индивидуально, далее - включение  в малые группы (2-3 человека) и только на последнем этапе, в случае положительной динамики, происходит включение ребенка в группы.

Занятия с детьми ОВЗ проводятся 2 раза в неделю 

  • вторникиндивидуальные и подгрупповые занятия с 14.00-17.00 часов (по предварительной записи)
  • средаконсультации для родителей детей с ОВЗ с 14.00-16.00 часов
  • четвергиндивидуальные и подгрупповые занятия с 14.00-17.00 часов (по предварительной записи)
  • пятница - консультации для родителей детей с ОВЗ с 14.00-16.00 часов

 

 

 

Разделы сайта

Полезные ресурсы

  • Организация образовательного процесса
  • 60-летие полета в космос Ю.А.Гагарина
  • Вконтакте УО
  • Вопросы дошкольного образования
  • Детский телефон доверия начал работать с населением не только по традиционным "детским" вопросам. Но и оказывается помощь тем, кто оказался в условиях изолированности, испытает чувство тревоги.
  • Администрация города Бузулука
  • Госуслуги без очереди
  • Электронная очередь
  • персональные данные.дети
  • Министерство образования Оренбургской области
  • Министество образования и науки Российской Федерации
  • Рособрнадзор
  • Профсоюз
  • Правительство Оренбургской области
  • Портал муниципальных образований
  • Горячая линия по вопросам ЕГЭ
  • Конституция
  • Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников